Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

Содержание

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк. Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение.

В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка. Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.

Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого. Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности. Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

– Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету.

При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: – активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: – наблюдение за реакцией ребенка на лечение; – динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; – обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; – консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; – проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Сестринский уход при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

Пневмония относится к серьезным инфекционным заболеваниям, поражающим легкие. Патология сопровождается нарушением дыхания, повышенной температурой, болевыми ощущениями, возможными осложнениями на остальные органы и системы организма. Известно несколько видов этой болезни, и для их ликвидации необходима комплексная терапия.

Все препараты для устранения патологии и физиотерапевтические процедуры назначаются лечащим врачом. Работа медицинской сестры при данном диагнозе направлена на контроль соблюдения этих назначений и способна обеспечить пациенту лучшие условия для выздоровления.

Она представляет собой строго организованные мероприятия, направленные на терапию, уход и контроль самочувствия больного. В зависимости от формы заболевания и сложности его протекания разрабатывается план помощи больным, предполагающий реализацию нескольких стадий.

Сестринский процесс при пневмонии важен для каждого заболевшего, зачастую близкие и родные люди не имеют возможности осуществить необходимый уход за ним. Почти все лечебные заведения предоставляют такую услугу. Обеспечение грамотного ухода является важным критерием для заметного ускорения выздоровления и предупреждения появления осложнений.

Но такая услуга предоставляются не всем, при обычном воспалении легких, когда болезнь проходит в относительно легкой форме и лечится в домашних условиях, особая нужда в сестринском уходе отсутствует. Но все же медсестра должна регулярно посещать заболевшего человека. Особенно данный вариант подходит для подростков и молодых людей.

Помимо возраста и степени тяжести патологии, большое значение имеет общее состояние организма человека и присутствие сопутствующих заболеваний. Лечение под наблюдением медицинской сестры показано, когда пневмония имеет следующие формы:

  • Очаговая – если невозможно обеспечить уход в домашних условиях, либо болеет маленький ребенок.
  • Крупозная — это связано с тем, что она поражает одновременно два легких и активно развивается.
  • Интерстициальная, когда распространение инфекции вызывает дыхательную недостаточность.

Также показаниями к сестринскому вмешательству являются следующие случаи:

  • Заболевают дети или пожилые люди
  • Воспаление затрагивают большую область
  • Болезнь сопровождена осложнениями.

Тогда длительность лечения до полного выздоровления пациента и вероятность появления осложнений полностью зависит от организации ухода и грамотой работы медсестры.

Пациенту важно постоянное соблюдение графика приема медикаментов и других лечебных мероприятий.

Для того чтобы оказать своевременную и квалифицированную сестринскую помощь, важно соблюсти строгую этапность плана и последовательность назначенных процедур.

Основные этапы сестринского ухода

Сестринская помощь при пневмонии включает в себя пять основных этапов:

  1. Сбор анамнеза, изучение карты больного, поступившего на терапию, с целью оценки его состояния. На этом этапе медицинская сестра выстраивает общение с пациентом, узнает его жалобы, уточняет историю течения заболевания, измеряет его температуру, артериальное давление, пульс и частоту дыхания. На основании этих данных происходит оценка полной картины, которая важна для дальнейшей помощи.
  2. На следующем этапе медсестра на основе полученных данных о пациенте определяет все проблемы и потенциальные угрозы, чтобы скорректировать уход. К примеру, затрудненное дыхание и одышка свидетельствуют об исключении из процесса дыхания большой части легочной доли, боль в груди характерна для воспаления в области плевры, а кашель сухого характера – на ее раздражение и т.д. В современной медицине есть особенное понятие «сестринский диагноз», которое закреплено на уровне закона. Оно значит, что медсестра должна обосновать любые предположения, касающиеся состояния здоровья пациента.
  3. Учитывая первые два этапа, разрабатывается план сестринского вмешательства с определенными целями и задачами. К примеру:
  • Устранение одышки за сутки
  • Избавление от грудных болей за несколько часов
  • Ликвидация температуры без возникновения осложнений
  • Переход от сухого кашля к влажному за 2-3 суток.

К каждому пункту плана подробно прописываются способы его достижения. Медицинская сестра наблюдает за состоянием пациента в динамике и в случае каких-либо изменений она акцентирует на этом внимание лечащего врача.

  1. Осуществление непосредственного сестринского вмешательства, которое производится по всем правилам. Оно должно быть корректным и каждодневным. Необходимо соблюдать цикличность и помнить о том, что именно от нее зависит результат борьбы с патологией.
  2. Контроль эффективности сестринской помощи, корректировка плана при плохих результатах от лечебного процесса и отсутствии ожидаемого эффекта. Если все сделано грамотно, то выздоровление должно наступить в среднем через 14 дней.

После выписки человек обязан быть под наблюдением врача терапевта в поликлинике по месту жительства, чтобы заболевание не повторилось.

Полное восстановление организма после перенесенной пневмонии наступает только через год.

Медсестра должна объяснить пациенту, что для восстановления приоритетным должно быть полноценное питание, закаляться, ограничить свою физическую активность, забыть о вредных привычках и соблюдать режим труда и отдыха.

Особенности ухода за пациентом

Для того чтобы выполнить задачу по организации требуемого ухода и обеспечению условий для наиболее эффективной терапии медицинской сестре нужно следить за условиями в палате, где лежит пациент, позой, в которой он находится, общим состоянием, своевременным приемом лекарственных средств и прохождением назначенных процедур, питанием и гигиеной.

  1. Помещение, в котором лежит пациент, должно регулярно проветриваться и увлажняться, воздух нужен теплый, но влажный и свежий. Сквозняки должны быть исключены. В палате следует регулярно убираться с использованием дезинфицирующих средств.
  2. Так как при пневмонии рекомендован постельный режим, то в обязанности медсестры входит оказание помощи больному, чтобы он принял правильную и удобную позу, которую надо менять каждые 2-3 часа, чтобы избежать образование пролежней. Также важно, чтобы кровать в области головы пациента была приподнята. Кроме этого, медицинская сестра должна научить его правильной технике дыхания и расслабления для сохранения полного покоя организма.
  3. Гигиена больного заключается в регулярной смене постельного и нательного белья, каждодневном мытье открытых участков кожи теплой мыльной водой, промывании рта слабым содовым раствором, подмывании после туалета, мытье рук до приема пищи и по мере загрязнения.
  4. Медицинские процедуры:
    • Проведение назначенных инъекций и инфузий.
    • Принимает меры для понижения высокой температуры: обтирания, теплое обильное питье, жаропонижающие средства.
    • Если плохо отходит мокрота, медсестра проводит регулярный дренаж и помогает больному очистить нос и рот от накопившейся слизи.
    • Контроль за естественными физиологическими нуждами пациента, подача мочеприемника или утки, при длительных запорах делается клизма.
    • Выдает больному в нужное время назначенные медикаменты и делает другие назначенные процедуры (компрессы, горчичники и т.п.).
  5. Правильный режим питания, который предполагает частое употребление пищи небольшими порциями. Наиболее подходят куриный бульон, тушеные овощи, рыба, кисломолочная продукция. Важно много и часто пить, не менее трех литров в сутки, наиболее предпочтительны соки, морсы, компот, отвар из шиповника, очищенная вода комнатной температуры. При отсутствии аппетита уменьшается количество пищи, и делается акцент на питье. По мере выздоровления пациенту разрешается перейти на общий стол.
  6. В лечении крупозной пневмонии на особом месте находится дыхательная гимнастика. Медсестра учит больного ее делать пока он не поднимается с постели, а по мере улучшения состояния подключает лечебную гимнастику. В процессе выздоровления пациент должен увеличивать физические нагрузки.
  7. Медсестра следит за цветом кожи больного, за его артериальным давлением, пульсом, дыханием, температурой и ставит в известность врача о произошедших изменениях.

Сестринская работа при пневмонии у детей

План сестринского вмешательства при остром воспалении легких у детей включает в себя следующее:

  1. Изолировать ребенка, ограничив общение с другими людьми.
  2. Обеспечить физический и эмоциональный покой больному.
  3. Поддержание комфортного климата и влажности воздуха в помещении, где находится ребенок. Регулярное проветривание и уборка.
  4.  Витаминное и соответствующее возрасту питание, обильное питье.
  5. Постоянное наблюдение за состоянием больного, за его температурой, дыханием, пульсом, общим состоянием.
  6. Делать прописанные врачом процедуры и давать необходимые медикаменты.
  7. Следить за позой ребенка
  8. Консультирование ребенка и его родителей о состоянии здоровья.

У детей течение заболевания происходит более тяжело и может возникнуть много осложнений, поэтому сестринское вмешательство должно быть особенно внимательным и ответственным. Помимо критериев, описанных выше, необходимо провести обучение ребенка и его родителей корректному дыханию, технике вибрационного массажа, который нужен для отхождения мокроты, провести с ними практические занятия.

При грамотной организации сестринского процесса при пневмонии у детей наступает выздоровление, после которого необходимо наблюдение участкового педиатра.

Уход медсестры при восстановительном периоде

После перенесенного острого воспаления легких важно пройти курс реабилитации, который заключается в физиотерапевтических процедурах и в лечебной физкультуре. Основными из которых являются:

  • Соляно-щелочные ингаляции, которые делаются через небулайзер на протяжении 5 минут три раза в сутки. Курс длится не менее 14 дней.
  • Ингаляции Амбробене, также делаются с использованием небулайзера по 5 минут три раза в сутки на протяжении двух недель.
  • Ингаляции с диоксидином – происходит через небулайзер по 5 минут один раз в сутки, курс от двух недель.
  • Электрофорез с витаминным раствором.

Работа медсестры физиотерапевтического кабинета заключается в контроле за правильной техникой выполнения процедур, а также чтобы промежуток времени между ингаляциями был не менее 15 минут. Такое лечение позволяет быстрее выводить мокроту из органов дыхания, улучшать вентиляцию бронхов.

Что касается лечебной физкультуры, то ее проводит специально обученный тренер, имеющий медицинское образование, в группах по несколько человек. Эта программа включает очень щадящую нагрузку, которая не может причинить вреда после перенесенного серьезного респираторного заболевания.

Даже после выздоровления есть вероятность развития проблем и неблагоприятных осложнений. Часто образуются участки фиброза легких, которые могут прослеживаться на рентгеновском снимке всю последующую жизнь и при стечении неблагоприятных обстоятельств давать клинические проявления.

Если же у человека не наблюдается каких-либо осложнений пневмонии, то период восстановления длится, как правило, пару недель.

Детям после перенесенного заболевания рекомендуется оформление специальной группы по физическому воспитанию, которые предполагают проведение физических нагрузок только со специально обученным тренером в лечебно-физкультурном комплексе.

Источник: http://lekhar.ru/bolesni/pulmonologija/sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii/

Сестринская помощь при пневмониях

Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

Пневмония – воспаление легких, протекающее с вовлечением всех структурных элементов легочной ткани и обязательным поражением альвеол легких, возникающее самостоятельно или как осложнение других заболеваний.

Этиология:

1. Бактерии (пневмококк от 70-90% случаев, синегнойная палочка, стафилококк, стрептококк и другие);

2. Вирусы;

3. Микоплазмы;

4. Хламидии

5. Грибы, простейшие и другие

Классификация:

1. По локализации: могут быть односторонние или двухсторонние, долевые, сегментарные и другие.

2. По степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая.

Если пневмония более 4 недель – это затяжная.

Пневмонии бывают:

1. Внебольничные (амбулаторные или домашние) – встречаются чаще у молодых в зимнее время и возбудителями являются чаще пневмококк, микоплазма, хломидии и другие м/о.

2. Госпитальные (больничные) – после 2-х и более дней пребывания в стационаре. Отличается тяжестью течения. Смертность среди них до 20%. Встречается в палатах интенсивной терапии, у больных с ИВЛ, в реанимациях, после бронхоскопии, в после операционном периоде. Возбудители Гр.(+) микрофлора (стафилококк).

3. Аспирационная пневмония: наблюдается у больных в коматозных состояниях, в коме, в неврологической практике, у больных с инсультами. Возбудители – микрофлора ротовой полости, Гр.(-) анаэробная флора. Характеризуется тяжелыми деструктивными процессами абцесс и гангрена легких.

4. Пневмонии у больных с иммунодефицитом – это ВИЧ инфицированные больные, онкологические больные, наркоманы. Возбудители Гр.(-) флора: грибы, пневмоцисты. Возникает туберкулез.

Клиника:

различают легочные и внелегочные симптомы.

Легочные: кашель, мокрота (при крупозной пневмонии – «ржавая» мокрота), боли в грудной клетки, которая усиливается при дыхании, при кашле, одышке.

Вне легочные проявления пневмоний – это лихорадка, озноб, потливость, боли в мышцах, головная боль, цианоз, тахикардия, герпес, на губах или крыльях носа, при тяжелом течении – спутанное сознание, галлюцинации на фоне обычной температуры.

Особенности теченияпневмоний:

1. У пожилых: у пожилых может быть атипичная клиника с тяжелой сопутствующей патологией. Наблюдается отсутствие или малая выраженность признаков воспаления. Отсутствие температуры, преобладании вне легочных симптомов.

2. Пневмококковая пневмония: острое начало, может быть либо очаговой либо крупозной (доля или более). Температура высокая, озноб, «ржавая мокрота», герпес у 1/3 больных, часто у больных плеврит и поэтому боли в грудной клетке, абцессы не характерны.

3. Микоплазменная пневмония – чаще у молодых людей (студенты, школьники) в холодное время года. Характерно постепенное начало с катаральными явлениями (насморк, боли в горле, субфебрильная температура, имеются лимфоаденопатии, коньюктивиты, кашель, в начале сухой, приступообразный, малопродуктивный.

Пенициллины и цефалоспорины не помогают.

4. Хломидийная пневмония: можно заразится при контакте с птицами возможны вспышки (воздушно-капельный путь), острое начало, высокая температура и интоксикация. У половины больных боли в горле ларингит, кашель (сухой, не продуктивный).

5. Стафилококковая пневмония: характеризуется тяжелым течением, озноб, лихорадка, одышка, боль в грудной клетке, тахикардия, кровохаркание, иногда абцессы.

Клиническиепроявления

Для пневмонии характерно течение с чередованием следующих стадий: предпневмонического периода (от нескольких часов до нескольких суток), острой фазы, фазы разрешения.

Предпневмонический период начинается с повышения температуры тела до 39–40 °C, озноба, симптомов интоксикации (головной боли, слабости, раздражительности, нарушения сна и аппетита), возможна боль в грудной клетке (над очагом воспаления), усиливающаяся при движениях. Появляются сухой кашель, постепенно становящийся влажным, с выделением слизисто-гнойной мокроты, одышка.

Иногда возникает боль в животе, симулирующая приступ острого аппендицита.

При осмотре больного обращают на себя внимание гиперемия лица, герпетические высыпания на губах и носу. При выраженной дыхательной недостаточности возможен цианоз. Участие в дыхании грудной клетки на стороне поражения ограничено. При аускультации отмечаются ослабленное везикулярное дыхание и крепитирующие хрипы.

При острой фазе в стадии разгара болезни, состояние больного тяжелое вследствие интоксикации. Отмечаются тахипноэ (учащение дыхания до 30–40 дыхательных движений в минуту), тахикардия, гипертермия, кашель влажный, с выделением мокроты ржавого оттенка. При аускультации характерно бронхиальное дыхание. В конце этой стадии наблюдается нормализация температуры.

Снижение температуры может быть литическим или критическим (с развитием острой сосудистой недостаточности (коллапса)).

В фазе разрешения состояние больного постепенно улучшается, температура тела нормализируется, кашель становится влажным. При аускультации регистрируются ослабление бронхиального дыхания, влажные хрипы, крепитация.

Факторы риска – алкоголизм.

Диагностика:

Лабораторная: ОАК: лейкоцитоз и ускоренное СОЭ. Анализ мокроты: лейкоциты, гной в мокроте, нейтрофилы, выявление возбудителя и посева с целью определения антибиотика.

Инструментальное: рентгенография: наличие очага затемнения.

Осложнения пневмонии:

1. Коллапс, возникающий при критическом падении температуры.

2. Экссудативный плеврит

3. Абцесс

4.Бактериально-токсический шок,

5.Миокардит, эндокардит,

6.Отек мозга.

Принципы лечения:

Лечение в стационаре, иногда редко на дому. Госпитализация, режим постельный, диета ОВД (№15).

Медикаментозное лечение:

Полусинтетические антибиотики: ампициллин, амоксициклин.

Комплексные или комбинированные препараты: амоксиклав (аугментин) он состоит из амоксициклина + клавулоновая кислота,

макролиды: эритромицин, рокситромицин (рулид) 1 раз в день, клоритромицин (клоцид) 2 раза в день, азитромицин (сумамед) 1 раз в день от 5-7 дней. Более совершенное пролонгированное действие 3 дня по 2 таб. Цефалоспорины: 1-е поколение цефазолин (кефзол), 2-е поколение – цефотаксим (клафоран), 3-е поколение – фортум, 4-е поколение – Цефокситин (алактам).

Резервные антибиотики: фторхиналоны, которые эффективны в отношение Гр.(+) и Гр. (-) м/о: ципрофлоксацин (ципробой), абактал.

Противогрибковые препараты: нистатин, ливарин, амфотерицин, линекс, аципол.

При пневмоацистных пневмониях назначают ко-тримоксозол (сульфамиланидный препарат), синоним бисептол.

– симптоматическое лечение: отхаркивающие средства.

При необходимости дезинтоксикация (гемодез, 5% глюкоза, NaCl 0,9%).

По показаниям бронхолитики: эуфиллин.

Иммунномодуляторы: иммунал, бронхомунал.

4. Оксигенотерапия.

5. Физиотерапия (электрофорез, УВЧ терапия, индуктотермия, банки, горчичники).

6. ЛФК (дыхательная гимнастика)

7. Массаж.

8. Санаторно-курортное лечение – через 3–6 месяцев после выздоровления.

Диагностика 

1. ОАК. – лейкоцитоз и ускоренное СОЭ.

2. ОАМ.

3. Рентгенологическое исследование легких в двух проекциях.

На рентгенограмме в области воспалительного очага обнаруживается затемнение того или иного размера в зависимости от вида пневмонии. Рентгенологическое исследование является обязательным как для постановки диагноза, так и для подтверждения выздоровления больного, поскольку клиническое выздоровление происходит на 2–3 недели раньше рентгенологического.

4. Микроскопическое исследование мокроты.

Анализ мокроты: лейкоциты, гной в мокроте, нейтрофилы.

5. Посев мокроты для идентификации флоры и исследования чувствительности флоры к антибиотикам.

6. Биохимический анализ крови, коагуло-грамма.

7. Иммунологические исследования.

8. Исследование функции внешнего дыхания.

9. В тяжелых случаях – определение концентрации газов в крови, кислотно-щелочного состояния, серологические исследования.

Профилактика 

Показаны рациональное питание, массаж и ЛФК, соблюдение благоприятного микроклимата в жилых помещениях. Пациент должен как можно чаще гулять.

При постельном режиме для профилактики застойной пневмонии рекомендуется чаще менять положение пациента, выполнять дыхательную гимнастику.

Особенности сестринскогоухода

1. В большинстве случаев больные острой пневмонией подлежат госпитализации в стационар. Амбулаторное лечение возможно только лишь при легко протекающей пневмонии при условии правильного ухода за больным.

2. На период лихорадки пациенту назначается постельный режим. Переход на полупостельный режим возможен через 3 дня после нормализации температуры тела, исчезновения симптомов общей интоксикации организма.

3. Больной должен находиться в хорошо проветриваемом, теплом помещении. В комнате необходимо регулярно проводить влажную уборку. Свежий воздух нормализует сон больного, улучшает дренажную функцию бронхов, уменьшает спазм бронхов и способствует рассасыванию воспалительного очага.

При проветривании комнаты надо избегать сквозняков. Нужно следить за тем, чтобы больной не лежал долго в одном и том же положении, так как это приводит к формированию застойных явлений в легких, возникновению опрелостей и пролежней.

Больного надо регулярно (не реже чем через каждые 2 ч) поворачивать с боку на бок, придавать ему полусидячее положение.

4. Регулярно следить за физиологическими отправлениями больного, подавать мочеприемник. При запорах ставить очистительную клизму. После каждого акта дефекации, а также 1–2 раза в день независимо от него необходимо подмывать больного.

5. Во время лихорадки больному рекомендуется давать большое количество жидкости (порядка 3 л в сутки) – кипяченую воду с соком лимона, минеральную воду без газа, фруктовые соки, отвар шиповника, морсы. Пища в этот период должна быть жидкой или полужидкой, витаминизированной, калорийной, легкоусвояемой.

Полезны куриные бульоны, рыбные, овощные, молочные и фруктовые блюда. Кормить больного надо часто (5–6 раз в сутки), небольшими порциями. После нормализации температуры тела его переводят на общий стол, следя за тем, чтобы рацион был сбалансированным по основным питательным веществам (углеводам, белкам, жирам, витаминам) и достаточно калорийным.

Курение и прием алкогольных напитков запрещаются.

6. При критическом (в течение нескольких часов) снижении температуры следует:

1) сообщить врачу о критическом снижении у больного температуры тела;

2) убрать из-под головы больного подушки или приподнять ножной конец кровати на 30–40 см;

3) дать больному выпить горячего чая, приложить к ногам горячие грелки;

4) регулярно подсчитывать пульс, частоту дыхательных движений, измерять АД.

7. Так как в этот период отмечается обильное потоотделение, нужно регулярно обтирать тело больного теплым полотенцем и менять нательное (а при необходимости и постельное) белье; оно должно быть теплым, а смена должна проводиться быстро, чтобы не переохладить больного.

8. После нормализации температуры тела и исчезновения симптомов интоксикации больному показана дыхательная гимнастика 6–8 раз в день.

9. По мере улучшения состояния больного переходят на сочетание дыхательной гимнастики с упражнениями для рук, ног, туловища (вдох – выпрямление туловища, разведение или поднятие рук, выдох – сгибание корпуса, сведение или опускание рук), подключают дыхательные упражнения с сопротивлением для увеличения силы дыхательных мышц.

В дальнейшем назначаются общеукрепляющие физические упражнения, ходьба, игры, занятия на тренажерах.

10. В стадии разрешения пациенту показаны процедуры, ускоряющие рассасывание воспалительного очага (горчичники на грудную клетку спереди и сзади, банки, полуспиртовые согревающие компрессы). После того как сняты горчичники или банки, надо насухо вытереть кожу больного и сделать легкий массаж спины.

11. После перенесенной пневмонии больной в течение 1 года находится под диспансерным наблюдением врача-терапевта. Необходимо контролировать регулярность осмотров.

Во время диспансерного наблюдения проводится комплекс лечебно-профилактических мероприятий: ежедневная утренняя гимнастика, дыхательные упражнения, массаж, физиотерапия, прием адаптогенов.

Рекомендуются закаливание и здоровый образ жизни.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dbf203af557d000b1537bc6/sestrinskaia-pomosc-pri-pnevmoniiah-5eaa9e22c4afa52411f38751

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Сестринский уход при пневмонии у детей: как помочь ребенку легче перенести болезнь

Сестринский процесс при пневмонии у детей и взрослых

При любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.

Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.

Уход

Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:

  • заболевшими являются дети до 3-х лет;
  • имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
  • у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
  • в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.

Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.

1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.

Она должна провести:

  • внешний осмотр,
  • измерить температуру, давление, пульс,
  • сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.

Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:

  • высокая температура (больше 39);
  • кашель с гнойной мокротой;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • диффузный цианоз и акроцианоз;
  • вялость, сонливость;
  • боли в грудной клетке;
  • боль в спине и области груди при смене положения.

При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.

2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.

После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).

Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).

3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.

Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:

  • отхаркивании с помощью шпателя;
  • использовании ингалятора;
  • постановке клизмы;
  • проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.

Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.

5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.

Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:

  • дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
  • режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
  • информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.

Питание: диета и правила формирования рациона

Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.

Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.

В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:

  • бульон;
  • молоко;
  • сок;
  • компот.

Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.

Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:

  • крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
  • йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
  • разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
  • отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.

Массаж

Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.

Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:

  • дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
  • баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
  • точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
  • перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
  • медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.

Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.

о дренажном массаже:

Дыхательная гимнастика

Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.

В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению.

Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно.

После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.

Дыхательная гимнастика у детей на примерах:

Заключение

Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.

Источник: https://krepyshok.com/zabolevaniya/infektsionnye-bolezni/dyhatelnyh-putej/pnevmoniya/sestrinskij-protsess.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.