Дыхательная гимнастика для детей по Стрельниковой (в детском саду и дома)
Содержание
- 1 Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений
- 1.1 Что такое дыхательная гимнастика
- 1.2 Цели и польза дыхательной гимнастики
- 1.3 Рекомендации по проведению гимнастики
- 1.4 Упражнения для детей разного возраста
- 1.5 Игровые приемы и пособия для гимнастики
- 1.6 Пособия для дыхательной гимнастики своими руками
- 1.7 Гимнастика на улице во время прогулки
- 1.8 Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой
- 2 Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика для детей: значение, методики, примеры упражнений
Педиатры настоятельно рекомендуют применять дыхательную гимнастику для детей, особенно если ребенок часто болеет. Действенность ее неоднократно доказана на практике, главное условие — регулярность и соблюдение выбранной методики.
Упражнения на дыхание разрабатывают легкие, оптимизируют их объем, восполняют содержание кислорода либо, напротив, регулируют его баланс с углекислым газом.
Дыхательная гимнастика применяется для профилактики и лечения многих заболеваний дыхательной системы, аллергии, устранения симптомов других системных недугов, а также при реабилитации после болезней. Конкретный перечень показаний зависит от выбранной методики.
Что такое дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат.
Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь.
Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела.
Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе.Совет
Если ребенок дышит неправильно, это легко определить по узкой грудной клетке, открытому рту, сутулости и нервозности в движениях.
Цели и польза дыхательной гимнастики
Значение дыхательной гимнастики для детей — это ее многосторонняя помощь в лечении и профилактике болезней. Она не только бодрит и оздоравливает организм в целом, но и способствует лучшему усвоению медикаментов и народных лечебных средств.
У маленьких детей легкие недостаточно развиты, отсюда и частые заболевания, даже если в целом ребенок активен и правильно питается.
Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания: бронхите, астме, ларингите, тонзиллите, рините и т.д.
Если родители не поспособствуют развитию дыхательной системы, то это может привести к более серьезным проблемам.
Целесообразно добавить дыхательную гимнастику для развития речи ребенка. Некоторые комплексы успешно решают проблему заикания, хотя это заболевание трудно поддается лечению. Помимо этого, дыхательная гимнастика решает проблемы опорно-двигательного аппарата, заболевания выделительной системы, желудочно-кишечного тракта.
Польза дыхательных упражнений:
- Они укрепляют мышцы брюшной полости, носоглотки и верхних дыхательных путей.
- Способствуют выравниванию осанки.
- Насыщают кровь кислородом и усиливают ее приток к головному мозгу. Отсюда — бодрость и хорошая концентрация внимания.
- Это надежная профилактическая мера многих заболеваний, особенно дыхательной системы.
- Улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
- Прекращаются головные боли.
- Стимулируется деятельность желудка и кишечника.
- Исчезает напряжение в горле, ых связках.
- При правильном дыхании повышается иммунитет. С глубоким выдохом из легких выходят токсичные вещества, которые мы вынуждены вдыхать в черте города.
- Ребенок учится прислушиваться к своему дыханию и всему организму.
Рекомендации по проведению гимнастики
Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:
- Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
- Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
- Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
- Вдох делается только через нос.
- Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
- Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
- После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.
Ни в коем случае не отказывайтесь от лекарственных средств, которые прописал врач, особенно если болезнь тяжелая и хроническая! Дыхательная гимнастика — это мощная методика оздоровления, но она лишь сопровождает медикаментозное лечение.
Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких.
При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша.
Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.
У гимнастики есть противопоказания:
- Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
- Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
- Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
Упражнения для детей разного возраста
С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.
В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения:
- Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить.
- Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение.
- Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе.
Все упражнения повторяются 4—5 раз.
Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет:
- Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох.
- Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
- Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.
Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения:
- На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
- «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу».
- «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.
Игровые приемы и пособия для гимнастики
Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:
- Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
- Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
- Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
- Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
- Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.
Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.
Пособия для дыхательной гимнастики своими руками
Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы.
Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки.
Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.
Совет
Для развития легких полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики.
Гимнастика на улице во время прогулки
Отличное решение — делать дыхательные упражнения для детей во время прогулки. На открытом воздухе легкие лучше насыщаются кислородом, чем в закрытых помещениях. Упражнения на воздухе нужно выполнять в теплую погоду, чтобы ребенок не простудился.
Примеры:
- «Холодно». Ноги врозь, руки в стороны. Быстро скрещивать руки перед собой, хлопая ладонями по плечам и произнося «ух», а затем отводить назад.
- «Кто выше». На вдохе подняться на носочки, руки вверх. Потянуться как можно выше. На выдохе встать на полную стопу, руки вниз.
Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой
Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д.
Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа.
Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.
Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды.
Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни.
Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.
Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:
- Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
- Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
- В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.
Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.
Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом.
Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания.
За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:
- «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
- «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
- «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.
Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.
Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.
Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detey
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайдОписание слайда:
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста Воспитатель ГБОУ школы имени Ф.М. Достоевского первой категории Родионова А.В.
2 слайдОписание слайда:
Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется.
3 слайдОписание слайда:
Универсальность гимнастики: оздоровительная и развивающая восстанавливающая силы и улучшающая настроение выполняется сидя, лежа, стоя в помещении и на улице выполняется как по частям, так и комплексно индивидуально и с группой детей повышает внимание и улучшает память улучшает речевое дыхание и звучность речи
4 слайдОписание слайда:
Время и место дыхательной гимнастики в режиме дня дошкольника может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды и один час после еды) на утренней гимнастике физкультурном занятии гимнастике после дневного сна на прогулке (температура – выше 10-12 *) На прогулке гимнастика особенно полезна: – свежий воздух – есть возможность для индивидуальных занятий – организованный выход на участок и возвращение с прогулки можно провести «шмыгая носиками» во время ходьбы
5 слайдОписание слайда:
Основные правила выполнения: Думать только о вдохе носом, тренировать только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок). Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох.
Вдох – предельно активный (носом, выдох – абсолютно пассивный (через рот). Вдох делается одновременно с движениями. В дыхательной гимнастике Стрельниковой нет вдоха без движения, а движения – без вдоха.
Все вдохи-движения в гимнастики делаются в темпо ритме строевого шага.
6 слайдОписание слайда:
Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с основных упражнений «Ладошки» Встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить.
Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
7 слайдОписание слайда:Подражать мы будем кошке В кулачки сожмем ладошки. Запах мышки мы узнаем – Делать вдох не забываем. Коготки мы выпускаем – Мышку быстро мы поймаем!
8 слайдОписание слайда:
«Погончики» Встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.
9 слайдОписание слайда:
Руки в кулачки сжимаем – Теперь руки вниз толкаем, Кулачки тут разжимаем – Воздух носиком вдыхаем.
10 слайдОписание слайда:
«Насос» Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона.
Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох.
Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот
11 слайдОписание слайда:
Едем, едем мы домой. На машине легковой. Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп! Из багажника насос достанем Шину быстро накачаем!
12 слайдОписание слайда:
«Кошка» Встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое «сбрасывающее» или, наоборот, хватательное движение.
13 слайдОписание слайда:
Вышла кошка на охоту – Воробьев поймать охота. Вправо смотрит – нет добычи, Влево смотрит – видит их.
14 слайдОписание слайда:
«Обними плечи» Встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи.
Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой – все равно.
Главное – помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.
15 слайдОписание слайда:
Ой, ребята, замерзаем – Плечи дружно обнимаем!
16 слайдОписание слайда:Данный комплекс упражнений поможет предотвратить частые простудные заболевания, облегчить состояние при недуге, укрепить защитные силы организма. Хороший жизненный тонус и крепкое психофизическое здоровье гарантируют правильное развитие детей.
17 слайдОписание слайда:
Спасибо за внимание!
Проверен экспертом
Общая информация
Источник: https://infourok.ru/dihatelnaya-gimnastika-po-metodike-a-n-strelnikovoy-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3615421.html