4 5 месяца ребенку развитие

Содержание

Развитие ребенка в 4 месяца: что умеет, чему учить, как играть

4 5 месяца ребенку развитие

Четырехмесячный малыш уже совсем настоящий ребеночек, он заметно отличается от своих месячных и двухмесячных «коллег». Он уже с удовольствием наблюдает за родителями, с интересом изучает попавшие в ручки предметы, начинает смеяться, а не просто улыбаться. Сегодня расскажем о том, что конкретно умеет ребенок в 4 месяца, как организовать его день, как играть и чему уже можно учить.

Ждем Вас на сайте mommysjoy.ru – портал для мамочек и папочек!

Малыш в 4 месяца — общие сведения

К этому возрасту у многих детей уже практически полностью пропадает проблема колик (что это и как помочь малышу в нашей другой публикации). Поэтому его ничего не беспокоит и ребенок весь день пребывает в хорошем настроении.

Конечно же, четырехмесячные малыши еще не могут самостоятельно перемещаться, но они уже очень активны: размахивают ручками и ножками, многие к этому возрасту самостоятельно переворачиваются и пытаются ползти. Именно по этой причине лялечку нельзя оставлять на диване или кровати без бортиков без присмотра.

В четыре месяца ребенок с огромным удовольствием общается со всеми окружающими. Ему требуется все больше и больше внимания — не просто покормить и помыть, но и «поболтать о том, о сем», поиграть. А общается малыш со всеми при помощи самых разнообразных звуков, лепечет.

А еще четырехмесячный возраст примечателен тем, что малыш учится смеяться!

Почему с четырех месяцев малыши набирают меньше веса

До этого возраста родители отмечали, как каждый месяц ребенок хорошо набирает вес. Но с четырехмесячного возраста количество набранного веса в месяц становится меньше. Волноваться по этому поводу и докармливать малыша не стоит, физиологически все вполне нормально.

Дело в том, что с четырехмесячного возраста лялечки становятся гораздо активнее, больше затрачивают энергии, отсюда и меньший набор веса. Но стоит отметить, что прибавка в росте по месяцам сохраняется в той же мере.

Что умеет ребенок в четыре месяца

А теперь поговорим о том, что уже может уметь малыш в этом возрасте. Подчеркнем, именно может, а не должен! Он ребенок, и пока никому ничем не обязан, развивается индивидуально.

  • В четыре месяца многие малыши с легкостью переворачиваются со спины на животик без помощи взрослых, возвращаться в исходное положение — с животика на спинку.
  • Лежа на животе, поднимается на ручках и удерживается в этом положении. В некоторых случаях присутствуют попытки «к бегству» — пытаются ползти. А во сколько детки начинают ползать и как в этом помочь — читайте здесь.
  • В этом возрасте малыш уже хорошо различает знакомых людей. На них реагирует бурно и эмоционально. А незнакомцев разглядывает с любопытством.
  • Лепечет, присутствует множество звуков, могут появляться первые простые слоги. Как развивается речь ребенка с рождения до года — в другой публикации.
  • В четырехмесячном возрасте малыш активно познает мир, и в этом ему помогают тактильные ощущения. Все, что попадает в зону видимости, нужно срочно получить в ручки, затем попробовать на вкус! Проследите, чтобы поблизости не находились мелкие предметы, которые ребеночек может проглотить или вдохнуть.

Безопасный размер игрушек и предметов для малышей: не проходит через отверстие втулки от туалетной бумаги.

Организация жизни ребенка с четырех месяцев

К этому возрасту у малышей обычно четко сформирован режим дня и ночи. Ночью он спит, раз от раза пробуждаясь для кормления и смены подгузника. А днем бодрствует в среднем по два часа, затем засыпает. Обычно днем у малыша один длинный сон и несколько коротких — по 20-30 минут. Сколько нужно спать ребенку до года для нормального развития — в этой статье.

Врачи рекомендуют гулять с четырехмесячным ребенком в день примерно по два часа. Но это не означает, что нужно во что бы то ни было гулять именно это время. Можно разбить его на несколько прогулок.

Но лучше, чтобы длинный сон малыш проводил именно дома. Его не отвлекут посторонние звуки, не разбудит лай собаки и так далее.

Да и мамочка в это время может заняться домашними делами, или же тоже поспать, заняться собой.

С четырехмесячного возраста можно приучать малыша к ритуалу отхождения ко сну: массаж, ванночка, сказки и колыбельные. Это помогает успокоиться, а в дальнейшем проще засыпать.

Как играть с малышом в четыре месяца

В этом возрасте активно развиваются эмоции. Поэтому ребенку будет интересно наблюдать за тем, как родители показывают ему смешные рожицы, издают разные звуки. Обнимашки и щекотилки — это пойдет только на пользу. Старайтесь вызывать эмоции у своего малыша!

Важны тактильные ощущения. Давайте малышу поиграть с погремушками, мягкими игрушками, потрогать разные ткани — мех, хлопок, шелк.

Четырехмесячные малыши очень любят смотреться в зеркало. Поднесите ребенка к нему, дайте себя разглядеть, сами наблюдайте, какие гримасы начнет строить малыш!

Чему можно начинать учить малыша

Конечно же, многому еще его не научить. Но можно начинать закладывать навыки. Например, удерживание предмета в ручке и управление им.

Чаще давайте игрушки, но не вкладывайте в руку, а удерживайте на расстоянии — чтобы малыш мог дотянуться и ухватиться. Кладите яркие предметы в тороне, в зоне видимости ребенка, когда тот лежит на животике.

Малыш будет пытаться дотянуться до заветной цели, поэтому станет прилагать усилия, а это навыки ползания, развитие мускулатуры, внимания, зрения и упорства!

С четырех месяцев начинают появляться в речи первые простые слоги. Конечно же, он осознанно не скажет «ма-ма» или «па-па». Нужно больше говорить с ребенком, понятно и медленно, чтобы его мозг схватывал информацию и запоминал. Больше общения — больше звуков, малыш начнет говорить быстрее.

Четыре месяца — это очень интересный возраст, один из самых спокойных. Колики практически не беспокоят, зубки еще не режутся! Больше гуляйте, общайтесь с друзьями и родственниками, знакомьте малыша с другими людьми — взрослыми и детьми.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», где много полезной и интересной информации для мамочек и папочек!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d93563d95aa9f00ad9f64ca/razvitie-rebenka-v-4-mesiaca-chto-umeet-chemu-uchit-kak-igrat-5e1d3b23fe289100b000a06b

Уже многое умеем: нормы развития и питания ребенка в 4 месяца

4 5 месяца ребенку развитие

Каждый месяц педиатр осматривает малыша, соотносит параметры его тела с нормативными, оценивает состояние рефлексов, способности и умения.

Это помогает выявить отклонения, вовремя внести коррективы в режим питания, уход, распорядок дня крохи. Матерям важно знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Родителям полезно знать календарь развития ребенка в 4 месяца. Это поможет заподозрить наличие патологических состояний и вовремя обратиться к доктору. Между физическим развитием детей разных полов особых отличий нет.

Мальчики чуть крупнее и выше девочек. За месяц малыш набирает около 600-700 грамм. Его средняя масса тела составляет 6200-6800 грамм.

Этот вес практически вдвое больше, чем у новорожденного. Кроха интенсивно растет. Его длина тела увеличивается за месяц на 2 см. Рост детей этого возраста варьируется в пределах 62-65 см. Чтобы более точно определить, соответствует ли длина и масса тела ребенка в 4 месяца нормам, педиатры при осмотре применяют специальные центильные таблицы.

Малыши этого возраста выглядят более пропорциональными. Объем грудной клетки становится равным либо превышает немного окружность головы. Мышечный тонус у детей четырехмесячного возраста проходит. За счет этого ручки и ножки выпрямляются. Также многих малышей перестают мучить болезненные колики.

Кроха становится более активным, любознательным.

Угасают такие врожденные рефлексы:

  • хватательный;
  • ползания;
  • автоматический Моро;
  • Переса;
  • Галанта.

Состояние этих рефлексов проверяет педиатр, невропатолог.

Показатели физического развития у разных малышей могут отличаться. Это объясняется тем, что каждый ребенок является индивидуальным. Многое зависит от питания, генетики, условий жизни, активности крохи.

Психоэмоциональное развитие

Интенсивно проходит психоэмоциональное становление ребенка. В возрасте 4 месяцев у детей легко вызывается «комплекс оживления». При виде мамы с папой или других хорошо знакомых людей кроха начинает радоваться.

Это выражается в улыбке, совершении активных движений конечностями, гулении. Грудничок сильно привязан к матери. Он выделяет ее среди остальных членов семьи.

Если поднести ребенка к зеркалу и показать его отражение, то он улыбнется. Четырехмесячные дети становятся очень эмоциональными. Они выражают не только радость, но и грусть, страх, гнев, обиду. У них появляются любимые игрушки.

Малыши этого возраста активно лепечут. Иногда родители могут услышать от них простые слоги «па», «ма», «ба». Дети начинают подражать речи взрослых. Груднички пытаются определять источник звука, поворачивая головку.

Они реагируют на мелодичную и ритмичную музыку. Когда малыши слышат свое имя, они сосредотачиваются, прислушиваются. Ребенка начинает интересовать свое тело. Он рассматривает ладони, ощупывает ноги.

Что должен уметь делать малыш?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Но, тем не менее, к 4 месяцам жизни дети должны приходить с определенными умениями и навыками. Это означает правильное становление, отсутствие патологий физического и психоэмоционального характера.

Ребенок 4 месяцев может выполнять следующие действия:

Малыш должен активно проявлять эмоции, стремиться к познанию окружающего мира.

Режим сна и бодрствования детей в 4 месяца уже устанавливается. Продолжительность сна немного уменьшается. В сутки ребенок спит около 15-16 часов. Ночной сон становится более долгим и крепким: некоторые дети не пробуждаются на кормление.

Но даже если кроха просыпается 2-3 раза за ночь, это не является отклонением. Днем малыш отдыхает около 3 раз. Педиатры рекомендуют укладывать ребенка спать в интервале между 19:00 и 21:00.

Важно не допускать переутомления, иначе возникнут проблемы с засыпанием. Лучше всего ребенок спит после кормления, а также на свежем воздухе во время прогулки.

Если созданы все необходимые условия для хорошего отдыха, тогда сон крохи будет здоровым и глубоким. Бодрствует ребенок около 8-9 часов в сутки.

Примерный распорядок дня четырехмесячного грудничка в таблице:

ВремяСоставляющие режима
7:00Пробуждение ребенка. Выполнение гигиенических процедур: умывание, смена подгузника, подмывание. Первое кормление.
7:30-8:30Период бодрствования: игры в кроватке, общение с крохой.
8:30-9:30Утренний сон. Можно организовать его на улице во время прогулки.
9:30-10:30Второе кормление малыша. Бодрствование: общение с малышом, проведение игр.
10:30-12:00Сон на свежем воздухе.
12:00-14:00Третье кормление. Бодрствование: выполнение гимнастических упражнений, легкого массажа.
14:00-16:00Период сна и отдыха.
16:00-18:00Четвертое кормление младенца. Проведение игр, воспроизведение крохе детских песен, чтение сказок.
18:00-19:00Отдых.
19:00-20:00Бодрствование: проведение спокойных игр, общение с малышом.
20:00-21:00Пятое кормление. Подготовка ко сну. Купание в ванной.
21:00-7:00Ночной сон.

Одним кормлением и прогулками досуг малыша не ограничивается. Кроха требует внимания, стремится познавать окружающую обстановку. Необходимо общаться, играть с ребенком.

Развитие и питание ребенка в 4 месяца имеет определенные особенности. Детей-искусственников в этом возрасте многие родители начинают знакомить со взрослой пищей. Оптимальный возраст прикорма – 4,5 месяца. При этом адаптированные смеси продолжают оставаться в рационе крохи.

Их дети получают 2-3 раза в день. Суточный объем молочной смеси составляет 500-700 мл. Количество продуктов прикорма находится на уровне 300 мл.

Знакомить со взрослой пищей ребенка следует осторожно, с минимальных доз (половина чайной ложки), постепенно повышая порцию при условии хорошей переносимости продукта.

Таблица введения прикорма для детей-искусственников:

Категория продуктаПереченьПримечания
КашиГречневая, рисовая, кукурузная.Важно отдавать предпочтение безглютеновым крупам. Каши варят на воде либо адаптированной смеси. Цельное молоко добавлять в блюдо запрещено.
ФруктыЯблоки, груши, персики, сливы, абрикосы.Их предлагают крохе в виде пюре.
ОвощиБрокколи, кабачок, картофель, цветная капуста, морковь.Даются малышу в пюреобразном виде.
МаслоРастительное: подсолнечное, оливковое.В количестве 1 капели добавляется в каши и пюре.

Вводить новую пищу в рацион искусственника следует поочередно: один продукт раз в 1-2 недели. Из хорошо знакомых малышу ингредиентов можно составлять многокомпонентные блюда. При разработке меню нужно учитывать особенности пищеварительной системы ребенка.

При склонности к запорам можно давать перетертый чернослив. Если у малыша жидкий стул, тогда стоит включить в рацион яблочное пюре.

При развитии аллергической реакции продукт важно исключить из меню и попробовать его ввести спустя 1-2 месяца. Малышам, которые питаются грудным молоком, вводить прикорм пока рано. Такой тип вскармливания удовлетворяет все потребности организма в полезных веществах.

Молоко матери обеспечивает полноценное развитие младенца до полугодовалого возраста. Кормят грудничков 5-6 раз в сутки, каждые 3-4 часа.

Правила ухода за грудным ребенком

Уход за ребенком необходим для поддержания хорошего состояния здоровья, нормального физического развития. Он включает проведение гигиенических процедур, смену одежды и постельного белья. У грудничков этого возраста уже начинают расти волосы на голове.

Они короткие, но все же могут вызвать чрезмерное потение. В таком случае их подстригают. Важно регулярно очищать голову при помощи специальных уходовых средств.

Также надо следить за ногтями ребенка. Их необходимо периодически подстригать, чтобы кроха случайно не поцарапался. Важно делать это правильно, чтобы ногтевая пластина не врастала в кожу. На ногах ногти стоит подстригать по прямой линии, а на руках – по дугообразной.

Надо обеспечить комфортный микроклимат в детской комнате. Важно, чтобы малыш не перемерзал, не потел. Это может привести к простыванию. Педиатр Комаровский рекомендует для повышения защитных сил грудничка закаливание прохладной водой.

Также доктор советует солнечные и воздушные ванны. Создать специфический иммунитет против опасных инфекционно-вирусных патологий поможет вакцинация. Поэтому не стоит отказываться от прививок.

Уход за носом грудничка

Каждое утро после пробуждения следует умывать лицо ребенка, очищать нос и уши при необходимости. Для этого используют кипяченую воду и ватные диски. Перед сном полезно купание. Оно расслабляет малыша, способствует снятию нервного напряжения, улучшает сон.

Температура воздуха в детской комнате должна быть на уровне +21-22 градусов. Оптимальная влажность – 50-70%.

Как помочь крохе правильно развиваться?

Родителям следует помогать ребенку развиваться в физическом, умственном, психоэмоциональном планах. Лучше проводить это в игровой форме. Упор нужно делать на совершенствование моторики, слуха, зрения, эмоций. Важно укреплять мышцы малыша.

Для этого выполняют специальный комплекс упражнений. Благотворно влияет на физическое состояние занятия на фитболе. Если у крохи присутствует гипертонус, тогда может помочь расслабляющий массаж.

Также мануальное воздействие улучшает кровообращение. Для совершенствования моторики полезно выполнять массаж пальцев. Это также способствует развитию речи.

Можно попробовать научить грудничка произносить первые гласные звуки. Для этого следует больше общаться с малышом. Важно использовать в своей речи простые слова. Необходимо организовать для крохи домашний кукольный театр.

В качестве актеров стоит использовать игрушечные фигурки зверей и пупсов. Во время спектакля нужно постараться демонстрировать разные эмоции: огорчение, удивление, радость, страх.

Малыша следует научить выражать разные чувства.Комаровский Евгений Олегович, рекомендует регулярно выкладывать ребенка на живот. Это способствует укреплению мускулатуры.

Лежа на животе, ребенок изучает мир под другим углом.

Для развития тактильной чувствительности полезно давать малышу трогать предметы разной текстуры и формы. Стоит заняться совершенствованием зрения. Для этого крохе следует показывать игрушки разных цветов. Нужно стимулировать ребенка наблюдать за движущимися яркими предметами.

Для развития слуха надо, приобрести музыкальные игрушки: колокольчики, карусели, пищалки, погремушки.

по теме

О нормах развития детей в 4 месяца в видео:

Таким образом, то, что будет уметь грудничок в 4 месяца, во многом зависит от родителей. С малышом требуется часто и правильно заниматься (общаться, играть, проводить гимнастику, массаж). Важно ухаживать за малышом. Необходимо грамотно распланировать день ребенка. Если кроха находится на искусственном типе вскармливания, тогда стоит подумать над введением прикорма.

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/v-4-mesyaca.html

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

4 5 месяца ребенку развитие

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение.

Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми.

В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Развивающие занятия

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(11 4,27 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

Развитие ребенка в 4, 5 и 6 месяцев

4 5 месяца ребенку развитие

В первые три месяца жизни самочувствие и настроение ребенка сильно зависят от особенностей пищеварительной системы: в этот период многие малыши страдают от коликов и других нарушений пищеварения, так как их желудочно-кишечный тракт еще недостаточно окреп. Но с четвертого месяца начинается новый этап в развитии ребенка, когда он проявляет больше интереса к окружающему миру. Родители замечают, что к этому моменту малыш становится более спокойным, а его поведение и эмоции приобретают осмысленность.

  1. Развитие ребенка в 4–5 месяцев
  2. Развитие ребенка в 5–6 месяцев

Развитие ребенка в 4–5 месяцев

Одной из важных особенностей развития ребенка в 4 месяца является изменение окружности головы. У новорожденного окружность головы заметно превышает окружность груди.

К концу 4 месяца это соотношение изменяется: длина окружности головы и груди становится примерно одинаковой.

Величина окружности грудной клетки является важным показателем развития ребенка в 4 месяца: если она увеличивается и по обхвату достигает или несколько «обгоняет» окружность головы, это свидетельствует о нормальном физическом развитии малыша.

В 4 месяца здоровый ребенок должен уметь приподнимать голову, лежа на животе, а также свободно поворачивать ее, если что-то привлекает его внимание. Лежа на спине, малыш поднимает руки и ноги, играет с ними. Главным органом познания, задействованным в процессе развития ребенка в 4–5 месяцев, является рот: любые удобные для захватывания предметы и игрушки он стремится «попробовать на вкус».

Время бодрствования четырехмесячного ребенка достигает полутора часов. Около 15–20 минут малыш способен находиться один, развлекаясь с помощью подвешенных над кроваткой игрушек. Однако большую часть времени он требует внимания взрослых.

Ребенок активно гулит, узнает лица и голоса родителей, а также хорошо реагирует на интонации: положительные эмоции при общении с близкими радуют и успокаивают его, а сердитый или резкий возглас может легко напугать. Четырехмесячный малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи, а также начинает проявлять личные предпочтения – у него появляются любимые игрушки.

Игрушки для пятимесячного ребенка можно не только подвешивать над кроваткой, но и класть рядом. Малыш будет пытаться захватывать их, стремясь испытать новые тактильные ощущения.

Основной упор в этот период необходимо делать на укрепление мышц с помощью гимнастических упражнений. На четвертом месяце ребенок обычно пытается перевернуться на бок, но его движения пока тренировочные. К началу пятого месяца многие дети умеют самостоятельно переворачиваться на бок, лежа на животе, а затем учатся поворачиваться на бок и на живот из положения лежа на спине.

В развитии ребенка в 5 месяцев наступает непростой период – прорезывание первого зуба. Уже за несколько недель до этого события малыш может стать беспокойным и капризным, так как будет испытывать неприятные болезненные ощущения в области десен.

К началу пятого месяца некоторые дети уже пытаются сидеть, но только опираясь на вытянутые вперед руки. Также в этот период повышается двигательная активность ребенка: поворачиваясь, он способен самостоятельно перемещаться в кроватке, чтобы дотянуться до расположенных на небольшом расстоянии игрушек.

Развитие ребенка в 5–6 месяцев

К концу пятого месяца наиболее важной познавательной деятельностью ребенка является хватание. Он уже умеет брать, притягивать к себе и удерживать интересующие предметы, причем способен хватать их одной рукой, а не двумя, как в 4 месяца.

Для полноценного развития ребенку в 5 месяцев необходимо предлагать как можно больше разнообразных предметов, отличающихся текстурой и формой – он будет активно исследовать их.

Также пятимесячный малыш может неотрывно следить за каким-либо предметом около 10–15 минут, самостоятельно выбирая объекты.

В 5 месяцев можно обучать ребенка ползанию. Для этого перед лежащим на животе ребенком необходимо положить любимые игрушки: он попытается дотянуться до них. Родителям нужно всячески стимулировать любые попытки малыша сделать какое-либо новое движение.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев становится более активным: малыш все чаще и дольше лепечет, тренируя свой речевой аппарат и подготавливая его к осмысленному произношению звуков. Одним из признаков нормального развития ребенка в 5–6 месяцев является его способность реагировать на издаваемые вблизи звуки. Но сам он пока способен только неосознанно складывать звуки в простые слоги.

Важным этапом в развитии ребенка в 5 месяцев является формирование особенного отношения к посторонним людям.

В этом возрасте малыш умеет не просто узнавать близких, но и воспринимать лицо человека в целом, поэтому у него просыпается интерес ко всем находящимся вблизи людям.

Вместе с тем пятимесячный ребенок проявляет настороженность по отношению к чужакам, и это является огромным шагом в его социальном развитии.

Шестимесячный малыш начинает внимательно вслушиваться в речь, а также продолжает исследовать окружающий мир с помощью тактильных контактов. Поэтому для полноценного развития ребенка в 6 месяцев очень важно совмещать манипуляции с предметами и речевое общение.

Теперь родителям во время игр с малышом нужно обязательно проговаривать названия предметов и игрушек. Вскоре можно заметить, что он быстро учится находить взглядом называемые объекты.

Шестимесячный ребенок по-прежнему лепечет, используя ограниченное количество звуков, однако он уже начинает делать попытки осознанной речи, то есть имитировать некоторые звуки.

Примечательной особенностью развития ребенка в 6 месяцев является стремление к повторениям. Ребенок может повторять одни и те же действия по многу раз: бросать и подбирать игрушки, стучать ими друг о друга, закрывать и открывать коробки, класть в них предметы. Так он делает первые попытки понимания связей между действиями, предметами и явлениями.

Большинство детей в 6 месяцев могут вставать, держась за опору. Также многие малыши в этом возрасте стараются ползать, опираясь на руки и отталкиваясь ножками. Шестимесячный ребенок может сидеть с опорой на подушку.

Однако следует помнить, что физическое развитие детей до года очень индивидуально: одни дети умеют сидеть уже в полгода, а другие начинают садиться, уверенно держа головку, только в 8 месяцев. Признаки задержки развития в 6 месяцев другие.

Родителям следует беспокоиться, если ребенок не может взять в руку игрушку или не реагирует на звуки, а также самостоятельно не просится на руки.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/razvitie-rebenka-v-4-5-i-6-mesyatsev.html

Изменения в развитии ребенка четырех-пяти месяцев

4 5 месяца ребенку развитие

Развитие ребенка от 4 до 5 месяцев характеризуется заметными физическими и психоэмоциональными изменениями. В этот период малыши уже осознанно пытаются хватать заинтересовавшие их предметы, бросают их, наблюдая за эффектом, радуются появлению близких людей. Большинство детей к этому времени спокойно переворачиваются со спины на живот.

Особенности физического развития

Между 4 и 5 месяцами жизни кроха продолжает активно расти и набирать массу. По сравнению с прошлым месяцем вес ребенка увеличится в среднем на 750-800 граммов, а рост – на 2-2,5 см. Легкие в этот период по весу в два раза больше, чем у новорожденных, увеличиваются в размерах поджелудочная железа и печень.

В этом возрасте кроха заметно проще справляется с перевариванием еды, его реже мучают кишечные колики и он уже вполне способен проспать всю ночь, не беспокоя родителей голодным криком.

Раньше принято было считать, что ожидать появления первых зубов у ребенка можно не ранее полугодовалого возраста. Сегодня дети развиваются несколько быстрее, поэтому у многих из них первый зуб появляется уже к концу четвертого месяца.

О том, что у ребенка скоро появятся зубы, можно судить по обильному слюноотделению, частому плачу, особенно по ночам. Определить, что резцы действительно скоро появятся, можно, аккуратно проведя пальцем по деснам малыша.

Достаточно часто о скором появлении резцов свидетельствует высокая температура и расстройство желудка у ребенка. Чтобы исключить ряд заболеваний, имеющих такие же симптомы, необходимо при их проявлении проконсультироваться с педиатром.

Между 4 и 5 месяцами жизни дети практически не беспокоят родителей плачем без видимой причины. Они уже почти адаптировались к новым условиям жизни и чаще всего находятся в отличном расположении духа.

Особенности психического развития малыша

Одним из основных показателей социального развития крохи в период с 4 до 5 месяцев является искренняя радость и удовольствие при виде родных и знакомых, обычно сопровождаемые улыбкой и активными движениями всего тела.

В этом возрасте кроха еще доверчив и не проявляет неприязни к чужим людям. Он радуется появлению любого человека, который будет пытаться наладить с ним контакт.

Всем своим видом малыш старается демонстрировать готовность к общению.

К концу четвертого месяца окончательно исчезает рефлекс ходьбы. Это легко проверить, если поставить кроху на твердую поверхность, удерживая под руки — его ноги будут оставаться в согнутом положении, имитация шагов исчезнет.

Большая часть малышей в этом возрасте положительно реагирует на музыку и приятные звуки, разыскивая их источники, активно поворачивая голову из стороны в сторону. Их уже можно увлечь яркими игрушками со встроенным музыкальным блоком.

Родителей и самых близких родственников дети в этом возрасте узнают не только по запаху, но и визуально. Общаясь с крохой, важно стоять над ним таким образом, чтобы свет хорошо освещал ваше лицо. Мама может подводить губы яркой помадой, привлекая внимание ребенка к лицу. Кроха будет с большим интересом следить за движениями накрашенных губ и даже попытается их повторить.

Особенности развития чувств малыша

Одно из основных изменений в жизни ребенка — он наконец начинает видеть не только те объекты, что расположены от него на расстоянии 40 см. Теперь, между 4 и 5 месяцем, кроха в состоянии фокусировать взгляд на любом предмете, независимо от того, на каком расстоянии он от него находится. Новые способности открывают для малыша новые возможности — видеть весь мир!

В этот период самое время начинать развивать малыша, знакомя его с окружающим миром:

  • в доме;
  • из окна;
  • на прогулке.

Во время прогулок можно показывать крохе новые объекты, людей, животных, обращая его внимание на их форму, высоту, издаваемые звуки и даже удаленность.

В этот же период ребенок продолжает тактильное знакомство с миром. Он щупает все, что попадается ему под руку. Можно предложить малышу сравнить ощущения от касания разных поверхностей, дать ему потрогать холодные и теплые предметы.

Также в этом возрасте формируется зрение ребенка, поэтому родителям нужно с особенной тщательностью подбирать для него игрушки.

Наиболее активно кроха будет реагировать на игрушки ярких цветов, а также цветов, максимально приближенных к природным.

С 4 до 5 месяцев ребенку не рекомендуется смотреть на экраны телевизоров и планшетов, которые намного полезнее будет заменить наблюдениями у окна и полноценными прогулками на улице.

Как развивается моторика?

Между 4 и 5 месяцами кроха уже осознанно управляет собственными ручками, развивая их движения. Родители могут помочь малышу наладить координацию рук, например, предлагая ему подержать погремушку двумя руками одновременно, после чего переложить ее из одной руки в другую.

Для усовершенствования координация малыша хорошо использовать такую игру. Уложите ребенка на спину, обхватите его в зоне предплечий, после чего медленно помогите ему сесть, приговаривая, что он «растет большим-большим», после чего аккуратно поставьте кроху на ножки и снова медленно уложите на спину.

Как развивается речь малыша?

Сложно поверить, но между 4 и 5 месяцами у малыша активно развивается речь, которая пополняется многочисленными гласными. Ребенок с удовольствием практикует речевые навыки, общаясь с близкими, стараясь копировать их интонации. Для правильного развития речи уже с этого возраста необходимо как можно чаще:

  • беседовать с малышом обо всем на свете;
  • рассказывать ему сказки;
  • читать стишки;
  • описывать окружающие предметы, явления и пр.

Во время такого общения нужно положительно реагировать на лепет малыша, давая ему понять, что слышите его, понимаете и получаете удовольствие от диалога. Старайтесь говорить медленно, понятно, с паузами и соблюдением интонаций, останавливайтесь, когда кроха вступает в «разговор», внимательно вслушиваясь в его лепет.

Помните о том, что в этом возрасте эмоциональный мир ребенка трансформируется, поэтому для него очень важно иметь образец того, как можно жестикулировать, изменять интонации и мимику во время общения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать обращенную к нему речь.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/do-goda/0-6-mesyatsev/izmeneniya-v-razvitii-rebenka-chetyreh-pyati-mesyatsev.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.